GTA: San Andreas - последняя часть в серии, начало которой положил “великий и ужасный” Grand Theft Auto III.
Сторилайн не изменил традиции улучшаться с каждой серией, и в очередной раз имел место быть.
Главный герой Карл Джонсон, или CJ, после смерти младшего брата покинул родные улицы Лос Сантоса и отправился в Либерти Сити.
Несколько лет спустя умерла мать Карла, что заставило его вернуться на
родину, где у него ещё оставались брат и сестра. В это время тройка
продажных копов в своих корыстных целях положили глаз на CJ-я. Это
заставило его вспомнить, что он состоял в некогда уважаемой банде
Orange Grove Families, с которой завязал, дабы жить по закону.
С этого начинается игра. Карлу предстоит вернуть банде утерянное
влияние над городом, а заодно добыть себе денег и воссоединиться с
оставшимися в живых членами семьи.
Действие происходит в вымышленном штате США - Сан Андреас, состоящем из
трех крупных городов: Лос Сантос, Сан Фиеро и Лас Вентураc. В качестве
реально существующих прототипов для них были взяты Лос Анджелес, Сан
Франциско и Лас Вегас соответственно.
Города разделены реками, лесами, горами и даже пустыней, среди которых встречаются ранчо, фермы и несколько небольших городков.
По своим размерам площадь штата значительно превосходит площадь
предыдущей части GTA – Vice City, причем, отнюдь не за счет
однообразных лесов или пустынь. Большая часть площади занята городами и
населенными пунктами со своими жителями, магазинами, фаст-фудами и
прочими атрибутами каменных джунглей. Каждый из трех больших городов по
габаритам сопоставим с VC, и имеет кардинально отличающуюся от соседей
местность, природу и, соответственно, погодные условия.
Причем, увеличение коснулось также и высоты: подниматься на вертолетах
и самолетах теперь можно выше облаков, которые наконец-то стали
настоящими - их не только можно увидеть, но и пролететь насквозь.
Количество видов транспортных средств в игре существенно увеличено в
сравнении с прошлой частью. Не считая трех видов велосипедов (!),
появились новые модели мотоциклов (в том числе квадроцикл и полицейский
мотоцикл), автомобилей, самолетов, вертолетов и другой техники, будь-то
автопогрузчик, трактор или экскаватор. Стоит отметить, что это не
просто декоративные игрушки. С помощью трактора можно буксировать
автомобиль, а автопогрузчик в одной из миссий пригодится по прямому
назначению – для погрузки ящиков.
Самолеты перестали быть лишь для того, «чтобы быть» и стали
полноправными транспортными и боевыми средствами. Появилась более-менее
реальная модель поведения самолета в воздухе, а при столкновении с
землей, «лоб в лоб», теперь не будет времени выбраться целым и
невредимым из горящего самолета, в отличие от Vice City. Огорчает лишь
то, что нет «вида из кабины», и особенно это критично для самолетов.
Но, по крайней мере, у боевых летательных средств появился прицел, что
уже очень радует.
Геймплей
В игре появились новые параметры игрока в лице skill'ов по всем
параметрам, будь то управление автотранспортом, обращение с оружием или
подводное плавание. Чем больше Карл ездит на автомобилях, тем выше
будет его умение (skill) и тем меньше машину будет заносить в
неуправляемые заносы. По отношению к оружию опыт будет приносить разную
пользу: от умения стрелять с двух рук до возможности вести огонь на
ходу, в зависимости от типа оружия. А, к примеру,чем больше времени
проведено под водой, тем большим станет объем легких и, соответственно,
время нахождения под водой (да, да - наконец то мы можем плавать, а не
тонуть на полутораметровой глубине).
Также есть шкалы "выносливость"(Stamina), "мускулы"(Muscle) и "полнота"(Fat).
Для того чтобы поправить свое здоровье и силы нужно есть, но если есть
жирную пищу (а другой в игре-то и нет: кругом сплошные фаст-фуды -
прим. ред)(а вот и есть: от салата не растолстеешь - прим. автора) Карл
начнет толстеть и тогда придеться зайти в спортзал, чтобы сбросить
лишний вес, который не позволяет быстро бегать и прыгать.
Кстати, насчет прыжков – забор теперь не преграда, его запросто можно
перелезть или перепрыгнуть (в зависимости от высоты). Карл может
цепляться за любые выступающие поверхности, до которых дотянется.
Многие миссии мало отличаются от GTA:VC, но есть исключения – стелс
миссии а-ля Manhunt. Стелс элементы заключаются в следующем: можно
прятаться и передвигаться в тихом режиме и в темноте. Если вдруг
необходимо прокрасться за спиной играющего на приставке охранника, то
бег не самый подходящий способ сделать это, ведь охранник может
услышать шум.
Кроме прочего появился и квестовый элемент: иногда приходится отвечать на вопросы да/нет - все гениальное просто:)
Внесюжетные миссии, такие как работа таксистом или пожарным остались,
миссии по развозке пиццы упразднены. Еще упразднены уникальные прыжки,
точнее они есть, но не обязательны для достижения рейтинга прохождения
игры 100%.
Искусственный интеллект противников значительно улучшился - многие из них не желают стоять под огнем как истуканы.
Если врага не уложить сразу, и он почувствует превосходящую силу
противника (коим наконец-то может быть и полиция или другие члены
банды), то он, пригнувшись, отходит из под огня в укрытие, выглядывая
оттуда, оценивая обстановку.
Пожарные и скорая все такие же тупые, как и раньше. Ездят кругами,
врезаются в стены, сбивают фонарные столбы и пешеходов. Контраст,
однако.
Если нацелить ствол на человека, многие незамедлительно поднимают руки
вверх, в том числе так делают даже некоторые не самые смелые
вооруженные враги. Кстати, о прицелах - теперь прицел отображается
только при нажатии соответствующей кнопки (по умолчанию правая кнопка
мыши), а не постоянно. От прохожих на улице можно услышать комплимент в
адрес CJ-я, например, оценку его прически (хотя это и не всегда бывает
комплиментом :
)) или мускулов.
Теперь подбираемся к самому интересному. В игре есть парикмахерские,
тату-салоны, магазины с разнообразной одеждой, причем каждый предмет
гардероба покупается отдельно.
Замена какого либо предмета не позволяет полиции опознать Карла.
Татуировки и прически влияют на степень уважения и реакцию некоторых прохожих.
Окружающая среда интерактивна, все можно поджечь и потушить огнетушителем или водой, но, что странно, дождь огонь не тушит.
Трава может выгорать, из-за чего возможно распространение огня по ней.
Продолжая тему интерактивности – любой игровой автомат, рулетка в
казино или бильярд в баре и т.п. можно использовать по назначению.
Музыка и звук
Всего насчитывается 11 радиостанций разных направлений, от рэпа до
кантри, плюс возможность слушать собственные треки, положив их в папку
«Мои документыGTA San Andreas User FilesUser Tracks».
Звуковое оформление очень высокого качества: находясь на высокогорье,
слышишь завывание ветра (так и хочется поежиться от сквозняка), а в
городе имеется соответствующая озвучка, очень хорошо передающая
атмосферу.
Графика
Движок игры остался прежним - тем же, на котором построены GTA3 и VC.
Однако, в нем есть некоторые улучшения, основные из них:
-Переработаны отражающие поверхности, теперь они стали значительно более реалистичными.
-Переделана система освещения и теней, местами появились «честные»
тени, светотехника на транспортных средствах выглядит реалистичнее.
-Увеличено количество полигонов, особенно это заметно по колесным
дискам авто – они теперь трехмерные, а не текстурные и смотрятся очень
хорошо.
-Добавлен графический эффект «Heat Haze» (эффект поднимающегося вверх горячего воздуха)
-Увеличено разрешение некоторых текстур.
-Добавлен эффект размытия изображения при движении на высокой скорости.
Улучшена модель повреждений, например лобовое стекло более не лопается от малейших столкновений.
Итого, к оплате..
Разработчики в лице Rockstar и на этот раз превысили большинство
ожиданий. Замечательно передающая атмосферу графика, огромные по
игровым меркам пространства, множество нового транспорта, новых
возможностей и инвентаря, при этом от всего многообразия не «рябит в
глазах» и все отлично вписывается в игровой мир. Замечательная подборка
музыки, в которую по большей части входят треки из хитовых альбомов
разных лет.
Отдельно стоит отметить невысокие системные требования. Хотя 256Мбайт
системной памяти считаются минимальным объемом, необходимым игре,
недостатка памяти в таком режиме не замечено даже на максимальных
настройках качества и дальности прорисовки: игра идет гладко.